ABC-анализ продаж — это метод распределения товаров по значимости для e-commerce проекта. Можно проводить АВС-анализ всего ассортимента или АВС-анализ отдельных товаров, категорий. Продажи анализируют по различным показателям — прибыль, доход, рентабельность.
В чем заключается суть ABC-анализа?
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота.
Что выражает правило ABC в продажах?
- A — 20% товаров приносят 80% продаж
- B — 30% товаров приносят 15% продаж
- C — 50% товаров приносят 5% продаж
Как составить ABC-анализ?
Шаг 1. Найти долю в общей выручке для каждого товара. Нужно посчитать, какую прибыль принес каждый товар, и потом вычислить, сколько это от общей доли выручки в процентах.
Доход от товара / Выручка бизнеса за год * 100%
Шаг 2. Рассчитать долю выручки нарастающим итогом.
Товар A = 25%
Товар B = 15%
Товар N = X%
Сумма долей всех товаров = 100%
Нарастающий итог = Товар A (%) + Товар B (%) + … + Товар N (%)
Рассчитывается внутри каждой группы.
Шаг 3. Поделить товары на группы A, B, C.
Тут могут быть пропорции:
- A = 80%, B = 15%, C = 5%.
- A = 60%, B = 30%, C = 10%.
Товары в группе A и B приносят большую часть прибыли, а товары в группе C — неликвидные товары.
Метрики ABC-анализа
- Количество продаж
- Процент выкупов
- Оборачиваемость
Какие показатели критерии используются при ABC анализе?
Важность каждого товара стоит оценивать как минимум с двух позиций: с точки зрения приносимой прибыли и с точки зрения востребованности у покупателей. Чтобы классифицировать товары по приносимой бизнесу прибыли, используют группировку по прибыли, показывая в группе “А” самые маржинальные позиции.
Какие выводы можно сделать по ABC анализу?
Метод ABC анализа показывает, какие товары из группы А оставить, а от каких C отказаться. Предприятию или магазину нужно стремиться увеличивать ассортимент продукции группы A, так как увеличение производства или продаж таких товаров ведет к еще большему увеличению прибыли.
Что такое ABC-анализ на Маркетплейсах?
ABC-анализ это простой инструмент, который помогает ранжировать товары по степени важности для магазина на маркетплейсе. Так легче управлять товарным ассортиментом: можно выявлять неликвидные товары и строить правильную стратегию продаж.
ABC-анализ по продажам и матрица БКГ
Матрица БКГ инструмент стратегического планирования в маркетинге, основывается на модели жизненного цикла товара.
В соответствии с этой моделью, товар в своем развитии проходит 4 стадии: выход на рынок (товар-«проблема»); рост (товар-«звезда»); зрелость (товар-«дойная корова»); спад (товар-«собака»).
Доля рынка = Товар A / Рынок (к которому относится Товар A)
Расчёт темпов роста доли рынка = Текущий период – Предыдущий период/Предыдущий период * Период (мес)/12 + 1.
Темп роста = Текущее значение / Предыдущее значение х 100%